Эксклюзив
04 августа 2014
3880

Наталья Лайдинен: `Сочинять` на `отлично`!

Возвращение сочинения в состав обязательных выпускных экзаменов в средних общеобразовательных школах встретили по-разному. Многие педагоги, родители искренне обрадовались, поскольку написание сочинение, в отличие от заполнения теста, предполагает реальную творческую и аналитическую работу, наглядно демонстрирует приобретенные школьником за учебные годы разнообразные навыки и знания. Сами учащиеся восприняли новость со смешанными чувствами. Некоторые старшеклассники не на шутку испугались: настолько отвыкли за последние годы от серьезных письменных заданий, что даже не представляют, как будут готовиться к экзамену и каким образом смогут успешно его сдать.
А между тем, в советское время вопрос о наличии сочинения среди обязательных заданий в течение всех учебных лет и на выпуске из школы даже не обсуждался. Сегодня можно критиковать темы, которые предлагались ребятам для осмысления, критерии оценки содержания, но факт огромной значимости письменных работ для формирования юного человека оспаривать невозможно. Я сама на выпускных экзаменах писала сочинение по произведениям Достоевского "Бесы" и "Братья Карамазовы". Помню, что тема свободы и нравственного выбора в книгах русского классика меня увлекала настолько, что двенадцать листов текста мелким почерком легли на бумагу совершенно гармонично и естественно - ручка едва успевала за потоком размышлений. Проблемы, о которых я рассуждала, казались молодой творческой личности интересными, смелыми, необыкновенно волнующими и удивительно современными. Результат - "отлично", счастливы педагоги, родители и, конечно, сама выпускница. У многих одноклассников, сдававших экзамен чуть больше двадцати лет назад, сложились похожие ситуации, страха перед письменными заданиями не возникало, уверенность в собственных знаниях присутствовала, оценки были получены высокие.
К сожалению, действующая система образования, "заточенная" под тесты и работу с компьютерными технологиями, учебными отчетами в виде презентаций, постепенно вытеснила более сложные жанры устной и письменной речи. Да и количество часов русского языка и литературы в школе тоже постепенно сокращалось. А между тем, навык грамотно и аргументированно излагать мысли в форме сочинения, в дальнейшем неизменно пригождается и "лирикам" и "физикам" в самых разных жизненных ситуациях. Ведь подготовить, к примеру, убедительное письмо в вышестоящие инстанции тоже нужно уметь!
Именно благодаря письменным работам и большим объемам чтения, погружению в мир русской литературы XIII, XIX и XX веков школьники в прежние времена развивали речевые навыки, расширяли словарный запас, осваивали тонкости и нюансы родного языка. Большая часть выпускников советских школ успешно сдавала экзамены и в будущем сохраняла навыки грамотного письма, что служило предметом немалой национальной гордости.
На сегодняшний день ситуация выглядит совершенно по-другому. Обилие компьютерной переписки, привычка быстрого общения в чатах и посредством устройств мобильной связи отнюдь не способствует поддержанию высокого уровня владения русским языком. Сокращение программы по гуманитарным предметам, появление "тезисных" версий произведений великих русских писателей значительно примитивизирует устную и письменную речь выпускников школ, сокращает словарный запас школьников до элементарного бытового уровня. Зеркалом этого процесса является снижение в 2014 году по решению Гособрнадзора минимального порога оценки ЕГЭ по русскому языку с 36 до 24 баллов.
Учитывая распространение в молодежной среде разнообразных сленгов, наличие большого числа иностранных заимствований, а также тот неоспоримый факт, что язык СМИ, телевидения и кино давно перестал быть эталонным, многие взрослые не следят за речью, сквернословят, подростки утратили внутренний речевой камертон, границы языковой нормы оказались серьезно нарушены.
В этих непростых обстоятельствах, как признается руководитель Совета по русскому языку при Президенте РФ В.И.Толстой, он буквально ликовал, узнав новость о возвращении сочинений в программу школьных государственных экзаменов. На его взгляд, большинство учеников слабо владеют не только письменной, но и устной речью, что существенно ограничивает сознание российской молодежи, ее интеллектуальные и творческие возможности. Способность логично и грамотно рассуждать на бумаге, владение разными жанрами и стилями письменной речи всегда отличало образованных интеллигентных людей.
Любое снижение языковых норм, на взгляд Толстого, непременно негативно влияет на общество в целом. В концепции "воспитание - просвещение - образование" любовь человека и гражданина к литературе и культурно-историческому наследию, глубокое знание традиций страны, уважение к родному языку и блестящее владение им всегда играло первостепенную роль. Свобода мыслить и излагать свои размышления письменно являлась традиционно сильной стороной русской интеллигенции во все времена, многие дискуссии осуществлялись в форме переписки, обмена статьями в прессе, новые актуальные темы нередко преподносились через литературные и публицистические произведения, что способствовало развитию языка и повышению общекультурного уровня читающей публики.
К сожалению, любая стандартизация ограничивает мышление, не дает простора для развития творческих способностей, мешает проявлять оригинальность и своеобразие рассуждений. Для того, чтобы научиться думать небанально, необходима комплексная система владения родной речью, погружение в литературные и культурологические образы, широкая начитанность, эрудиция и общая образованность, дающая возможности для полноценного участия в дискуссиях. Далеко не все российские школьники могут к моменту окончания "альма матер" похвастаться подобными умениями и навыками.
Поэтому введение сочинений на выпускных экзаменах - стимул еще раз пересмотреть школьные программы, правильно расставить акценты в преподавании, вернуть все лучшее, что оказалось утраченным за последние несколько десятилетий. Не стоит бояться сложностей, важно, чтобы наставники и родители помогли детям осознать важность успешного владения письменной речью, показать ее силу, красоту и объемность.
С благодарностью вспоминаю, как во время школьных каникул в детстве моя бабушка-педагог в обязательном порядке тренировала меня писать изложения и сочинения на самые разные темы - о природе, чувствах, ярких событиях и впечатлениях. Именно с помощью таких "уроков созерцания" ребенок учится глубже и тоньше чувствовать окружающий мир, осознавать очарование и головокружительные глубины русской литературы. Затем можно попробовать дополнительно развивать творческие способности, например, подготовить небольшой рассказ или попробовать себя в стихах.
Начинайте с простых занятий: предложите школьнику написать домашнее сочинение после прогулки по парку, совместного прослушивания музыки или семейного чтения вслух стихов и рассказов. Сначала обсудите тему устно, "проговорите" ее подробно в непринужденном диалоге. Пусть ребенок попытается не только детально пересказать произошедшее, но передать свои эмоции, выразить настроение, а потом не спеша зафиксирует это письменно. Сочините и вы небольшой текст, обменяйтесь впечатлениями, проанализируйте сильные и слабые стороны ваших работ.
Постепенно ребенок по-новому откроет для себя письменную речь, увлечется ее движением, завораживающим полетом и возможностями для воплощения безграничной фантазии. Проводите такие совместные эксперименты регулярно, читайте больше, говорите и пишите о том, что вас волнует, попросите ребенка начать вести дневник с описаниями событий прошедшего дня. Вместе будет легче творить, подмечать и исправлять ошибки, подсказывать школьнику возможности для развития сюжетов и тем, выработки точных и глубоких формулировок.
Зачастую общение в современном мире напоминает пинг-понг словами. Люди бурно общаются, шутят, а за их разговором - пустота, как будто диалоги происходят на театральных подмостках и развиваются по чужому сценарию. В письменной речи пустословить гораздо труднее, каждое слово обретает точное значение и полноту выражения, между предложениями требуются логические связки, поэтому поначалу не исключены трудности. Но терпение и труд все преодолеют: совместные усилия неравнодушных родителей и заинтересованных в успехе педагогов обязательно приведут к хорошему результату. Ваш выпускник не только прекрасно подготовится к экзамену, но в дальнейшем будет гораздо бережнее относиться к родной речи, грамотно и красиво говорить и писать по-русски.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован